Muraki
а можно понаглеть и попросить добавить в заголовок если не название латиницей, то хотя бы год постановки? Просто для удобства ориентирования в будущем)))
Ну, раз Амарго уже выложила свой отзыв, то сделаю это и я (тем более, если память мне не изменяет, ответом это было именно на мой отзыв))
Заранее предупреждаю, что отзыв писался давно, а я сама планирую все свои елизаветинские отзывы переписать после пересмотра на осенних каникулах, так что по ходу дела могу вносить корректировки)
"Элизабет" - 2002/2003 - труппа "Цветок"
Вот уж какую постановку мне сложно охарактеризовать. В целом, я склонна считать ее "среднестатистической" - я не могу здесь выделить безоговорочно впечатляющие моменты, но тем более не могу указать на провалы. Постановка достаточно ровная, но в то же время - противоречивая.Если в "техническом" плане - та самая среднестатистичность, то в плане художественно-образном возникает то самое противоречие. Образы главных героев, на мой взгляд, не типичные для Такарадзуки, что я попытаюсь объяснить чуть позже.
Для меня эта постановка является промежуточной, переходной между так называемыми старшими (1996, 1997, 1998 гг) и младшими (2005,2007,2009 гг) версиями. С одной стороны, меня Тод-Оса уже не внушает так, как старшие, здесь Тод - уже персонификация, а не воплощение силы. С другой стороны, остался какой-то... привкус, что ли, напоминающий о старых постановках вроде первой венской. Всего лишь привкус у совершенно нового блюда, но я его чувствую. Что ж, приступим к подробному разбору.
Дер Тод - Харуно Сумире. Как я уже говорила, для меня Тод-Оса - переходная стадия от Тода как воплощения силы, абсолютно нечеловеческого существа, к персонофикации смерти - в общем-то, тоже нечеловеку, но много чего понахватавшемуся от людей и существующему уже в большей степени на два мира. И этот "переход" воспринимается мной как... ну, не знаю, самый болезненный, безнадежный, что ли. Может, даже бессмысленный, потому что в данном случае Тод пытается проникнуть в мир, которому не просто не принадлежит - по сути вообще враждебен.
Для меня Тод-Оса - наиболее европейская вариация на тему Смерти. Не так, как в случае с Ичиро, где было равнение на европейскую (венскую) постановку мюзикла, а в том смысле, что этот образ - Смерти как существа по природе своей безжалостного и жестокого, любящего играть со своими жертвами и не думать об их чувствах, и все же имеющего в себе что-то человеческое - близок к классическому европейскому (как лично я его понимаю, разумеется). Сам по себе образ интересен и не лишен обаяния, но вот если вдумываться, как имено этот дер Тод взаимодействует с другими персонажами...
Говоря о Тоде-Ичиро, вполне можно сказать "снежная королева". Прекрасное, величественное потусторонее существо, от которого исходят холод и свет. Не что похожее можно сказать об образе Харуно, но... в меньших масштабах. Прекрасное? Верно, но только в те моменты, когда исчезает хищность, очень свойственная этому Тоду. Величественное? Я бы сказала, что уверенное, гордое, но не величественное, несколько не дотягивает до этой "высоты". Возможно, из-за некоторых "низменностей" своей сущности - той самой хищности, излишней гордыни, в которую часто превращается гордость и чувство собственного достоинства. Сюда еще можно добавить, что к смертным этот Тод относится достаточно пренебрежительно и презрительно. Он считает, что все должны ему подчиняться, и искренне удивляется, когда смертные начинают перечить. Также можно назвать лицемерие (я имею в виду, в первую очередь, Рудольфа), но здесь каждый волен видеть или не видеть. Тем не менее, я не могу не отметить, что Тод-Оса единственный говорит кронпринцу "все в порядке" после сцены мнимой коронации. Что это было? То самое лицемерие? Или все-таки искренность, и к полицейским Рудольф сам сдуру рванул? В последнюю версию мне мешает поверить поведение Тода в Тенях и Майерлинге - слишким очевидным воплощением хищного и голодного хаоса он там является.
Здесь, правда, возможна следующая трактовка: та самая переходная стадия, о которая я уже говорила. Этот Тод может оставаться более-менее человечным, пока дело не доходит до угрозы смерти.То, что человек находится на пороге царства мертвых, видимо, действует на Тода как капля (или несколько) крови для новообращенного вампира (уж простите мне мое сравнение). Такая теория более-менее объясняет также и отношение Тода к Элизабет: когда у нее все в порядке, он остается галантным "Черным принцем", а вот стоит ей оказаться на грани - и Тода начинает колбасить. Элизабет, ясное дело, его пугается и спешит занять прежнюю позицию.
Дер Тод, вполне возможно, действительно умудрился по-настоящему влюбиться в Элизабет - для него самого этого стало полной неожиданностью, об этом чувстве и о том, как надо ухаживать за дамой, он знает лишь понаслышке, и поэтому все его начинания заканчиваются очереденым дебошем вроде того, что он устроил на свадьбе, перепугав Элизабет едва ли не до смерти (вспомните, в конце Тод-Оса на припеве обхватывает себя за плечи и рычит, а Элизабет-Оотори в следующий момент в ужасе оборачивается). Несмотря на всю свою элегантность и изящность (к слову, внешний вид и костюмы этого Тода мне нравятся, пожалуй, больше всего - особенно в прологе), Тод-Оса представляется мне эдаким воякой - в том смысле, что манеры и замашки Повелителя Посмертия вылезают, где и когда не надо, и он с собой мало что может поделать.
Если же вспомнить о сравнениях, для меня Тод-Оса - холодный ветер, порой - приятое легкое дуновение в жаркий день, порой - безжалостная стихия, которая может быть как просто досадой, когда твердо стоишь на ногах, так и причиной гибели, когда стоишь на краю обрыва. Такая вот парочка - ледяной ветер и черная чайка в непроглядной ночи над кораблем тонущего мира.
Элизабет - Оотори Рей. Насколько я знаю, Элизабет в исполнении Оотори Рей считается одной из лучших. Не могу не признать, что Оотори красива и сыграла женщину взрослую, серьезную, уверенную в себе и величественную - именно этих качеств, на мой взгляд, как правило не хватает Элизабет-мусумэякам. В то же время, до идеальной Элизабет "вообще" в моем представлении она не дотягивает - ее взрослость и величественность напрочь забили всякую темпераментность, которая все-таки должна присутствовать в этой героине. Сделаю небольшое лирическое отступление - мне жаль, что в гала-концертах 2006 года Оотори попала в пару к Асаджи Саки, а не к Шизуки Асато - вот было бы "два сапога (а вернее, холодные каменные статуи) - пара"!
В юности она действительно была мечтательницей, фантазеркой - маленькой дикаркой и прекрасной юной девой, чья благородная кровь видна и в правильных чертах лица, и в грации, в то же самое время. Она мечтала о путешествиях и цирке, но не боялась и на самом деле была вполне готова к жизни светской. Просто она сидела в своей башне и ждала, кто же первым явится пред ее светлые очи - благородный разбойник или прекрасный принц? Впрочем, в ее случае вышло так, принц явился скорее как благородный разбойник, с которым порядочная принцесса никогда не сможет быть рядом, и выбор пал на императора. Здравомыслящая и достаточно практичная Элизабет без сожалений выходит за Франца-Иосиф - он молод, красив, умен. Помимо всего прочего, он ей, конечно, симпатичен - не роковая любовь и не детская влюбленность, а та симпатия, которая предрасполагает к дружбе и в дальнейшем, скорее всего, приведет к взаимному уважению. Если с Хеленой была бы картина "Император Австрии и его жена", то с Элизабет картина стала совершенно иной - "император и императрица Австро-Венгрии". Фран сумел разглядеть в юной Сисси то, что нужно было ему самому, а не матери, и поэтому в своем выборе не сомневался - впрочем, об императоре позже. Главное же в том, что именно эти Франц-Иосиф и Элизабет были достаточно образцовой парой - или были бы ею, если бы не вмешательство Тода. Ведь именно этот ветер раскачивал лодку их семейной жизни.
Возвравщаясь же к нашей героине... Поплакав для приличия и отбросив детскую беззаботность, она вступила во взрослую жизнь. Упрямая, гордая, своевольная, она никому не желала сдаваться и ни от кого не хотела зависеть. Сцена "Эйя, Хангари" очень в ее духе. Ей нравилось удивлять, смешивать противникам карты, вызывать восхищение и отвоевывать себе свободу. Но свобода вскоре стала ее идеей фикс, и Элизабет потерялась в этом. Далеко не лишним будет сказать, что она просто устала - поэтому Франц с императорскими обязанностями оказался побоку, а дер Тод регулярно появлялся в ее жизни - как глоток свежего воздуха, соблазняющий иллюзией полной свободы и покоя. Только вот и Тод подкачал, переодически запугивая Сисси, и сама Элизабет оказалась тем еще орешком...
Во втором акте мы имеем в общих чертах то же самое, что и в постановке Космоса - эгоистка, только с более сильным характером, более величественная, самоуверенная, свободолюбивая и... Ну, в большей степени императрица, пожалуй. "Когда я буду танцевать" я не могу назвать противостоянием, потому что эти Тод и Элизабет все же находятся в разных мирах. Здесь Тод - тень, а его слова - эхо завывающего ветра. До какой-то поры Элизабет заставляет Тода действовать, но во втором акте уже он незаметно управляет императрицей - корабль сбился с курса и рад любому ветру, которые подует в его паруса.
Эта Элизабет потеряла смысл жизни и потерялась сама, последние годы она словно бродила в тумане, не видя существующей возможности вернуться к жизни -к Францу-Иосифу, который ждал ее и всегда был, на самом деле, верной опорой. Она просто плыла по течению в этом тумане, которое и привело ее к Тоду.
Я уже говорила, что не вижу в этой Элизабет темперамента. Я также не думаю, что она по-настоящему любила кого-то. Франц был удобной гаванью для ее корабля, а дер Тод - бескрайним морем, бередящим раны старых мечтаний. Мир, которому она пренадлежала и где могла быть счастлива (причем дорога к этому миру существовала до самого последнего момента), и мир, который был ей чужд и поэтому так сильно манил уставшую от жизни женщину.
Я думаю, эта Элизабет причинила достаточно боли обоим своим мужчинам, все же больше, чем они ей.
Что же касается самого образа - он правильный, я не спорю, и при этом подходит скорее к уже упомянутым первым европейским постановкам.Другое дело, что эта Элизабет практически никак не взаимодействует с Тодом - а это вариант уж точно не для Такарадуки.
Франц-Иосиф - Дзюри Сакихо. Этот Франц похож на Франца в исполнении Минору Коу, с той разницей, что здесь он и Элизабет - вполне достойная и подходящая друг другу пара. Пока я писала эту рецензию, я много чего надумала такого, чего, вполне вероятно, и не было в спектакле, но все же выскажусь.
Он молод, но весьма умен. Возможно,он не самый красивый, но достаточно обаятельный. Он умеет быть строгим и даже жестким. Он, пожалуй, уважает свою мать, но позволяет ей вмешиваться в государственные дела чисто номинально - на деле империей руководит он сам. На нем лежит большая ответственность, которую Франц полностью осознает. Он честно выполняет свои обязанности и надеется, что семья поможет ему нести нелегкое бремя императора. Как уже говорилось, в Элизабет он видит не жену, но императрицу - ту, что может и должна помочь ему в управлении империей. Некоторые ее "выкрутасы" удивляют Франца, но он уважает Элизабет и готов идти на уступки, если они уместны. Не думаю, что он когда-либо по-настоящему сожалел, что женился именно на этой женщине. Другое дело - Рудольф, который совершенно не оправдал надежд отца, умного, волевого решительного, но умеющего быть осторожным человека, чьей противоположностью являлся.
Любил ли Франц Элизабет или просто видел в ней подходящую партию, как это может показаться по моей рецензии? Наверное, любил. Только любовь это была спокойная, такая же, как и сам Франц.
В сцене "На палубе тонущего мира" этот Франц очень похож на Франца-Минору, он - также последний оплот порядка среди этого хаоса. Он не боится дер Тода и в какой-то степени являтеся большим хозяином положения, нежели Тод. Франц не просто верит, что любовь Смерти не нужна Элизабет и тем более не взаимна, он это знает. Поэтому Тод, задирающий императора и пытающийся что-то доказать, злится. И, мне кажется, в этой сцене видно, что Тод "играет не по правилам" - он не завоевал свою возлюбленную, не заставил ее полюбить и даже не убедил простой пойти за ним, он выкрал ее, и поэтому победа не засчитывается. Другое дело, что судить его за это не хочется - он сам намучился от своей любви и рад видеть Элизабет рядом с собой - просто видеть рядом, наконец-то иметь возможность обнять ее и поцеловать. И здесь, возможно, он все-таки сможет стать для нее принцем - не Черным, правда, а уже Белым - ведь "спала пелена". Прошу прощения, что ушла совсем в сторону от Эф-Джея.
Луиджи Лукени - Сена Джун. Мало, что могу сказать по этому поводу. Мне кажется, это не лучший Лукени и не лучшая роль Сены Джун. Нет чего-то, что делало персонажа самостоятельным и запоминающимся. Ни бесшабашного драйва, ни самоуверенности, ни своеобразного величия - этот Лукени просто приложение не то к Тоду, не то к заточке-кинжалу.
Рудольф - Аябуки Мао. Говоря про Франца-Иосифа, я уже сказала, что Рудольф - его противоположность. Он "маменькин сынок", наивный, романтичный, доверчивый. Он легко поддался влиянию дер Тода, которым сразу был очарован, и стал самой настоящей марионеткой в руках Смерти. Возможно, я не в настроении и устала на описаниях других героев, но этот Рудольф кажется мне красивой пустышкой - очаровательным дополнением то к Тоду, то к Элизабет, то к Францу. Уверена, что среди венгров-революционеров он был скорее символом вызова Габсбургам, нежели кто-то действительно важный и решающий какие-то вопросы. Кажется, он вообще по жизни был марионеткой.
Тем не менее, на "Длиннее стали тени", "Маейрлинг-вальс" и другие сцены с участием дер Тода и Рудольфа весьма приятно смотреть. Хоть надежд империи он не оправдал, это да.
Понравившиеся сцены: Пролог, Я принадлежу себе, Эйя,Хангари!, Элизабет,мой ангел, Молоко, Я только хочу сказать, Когда я буду танцевать, Длиннее стали тени и мнимая коронация, Майерлинг, На палубе тонущего мира, Эпилог.
По поводу aftershow:
- "Рондо Любви и Смерти" в исполнении Джури Сакихо - единственное, здесь она вроде не "следующая" труппы (таковой являлась Сена), а актриса из Сэнки;
- "Китч" - танец дебютанток, цвет мундирчиков впервые становится розовым, а к головным убором добавлены перья;
- Открывающая мелодия - "Элизабет, мой ангел", а потом идет аранжировка "Когда я буду танцевать" (та самая, под которую в 2005 г. танцуют Саэко и Аса) - мусумэяки в светлых платьях и самодовольная Смерть-Оса в красном мундире, традиционно поющая первая куплет, а потом танцующая;
- "Длиннее стали тени" - главное отличие этого танца отокояку от остальных постановок в том, что солирует здесь не только топ-звезда, но и ее "следующая" - Сена Джун. То есть, после ухода Харуно за кулисы в первой линии остается четыре актрисы. Цвет костюмов - красный, что еще добавить?;
- "Последний танец" - парный танец Харуно Сумире и Оотори Рей. Дать определение данной арранжировки я не могу, она, пожалуй, самая неторопливая. Танец больше напоминает хождение по сцене, но смотрится здорво. Есть много красивых моментов. Собственно, Харуно здесь выходит без парика (впрочем, неважно), в черном костюме с хвостом, которым периодически эффектно размахивает. Оотори выходит, вернее, спускается с правого верхнего угла лестницы. Они танцуют, под конец, на серебряном мосту, Оса пропевает слова припева, и танец заканчивается. Смотрится весьма эффектно;
- традиционный парада аки выход на поклоны.
P.S. Кто-то может возразить, что то, что я описала - Элизабет в исполнении Оотори Рей, другие образы, а так же вся постановка в целом - ничем не удивляет, ведь так и должно быть по оригинальной задумке мюзикла. Поэтому сразу хочу добавить: в первую очередь я сравниваю постановку Цветка с остальными такаразучными "Элизабет", в особенностями - с постановками 1996, 1997 и 1998 годов, так как лишь на них и на европейские постановки могли ориентироваться в 2002 году. Разница по сравнению со старшими такаразучными постановками, на мой взгляд, видна невооруженным глазом, и постановка по духу кажется мне более близкой все же к европейским, к классической, если позволите, трактовке образов.
Отредактировано Astha (2011-10-18 22:17:56)